С апреля 2025 года Великобритания ведет переговоры с несколькими странами о создании так называемых «центров возвращения» (return hubs) для размещения мигрантов, получивших отказ в предоставлении убежища. По данным британских СМИ, одной из таких стран является Северная Македония, с которой Лондон подписал в мае стратегическое соглашение о сотрудничестве. Однако официальные лица Северной Македонии категорически отрицают ведение переговоров о создании подобных центров, называя такие сообщения «злонамеренной дезинформацией».
Предыстория
После прихода к власти в июле 2024 года, лейбористское правительство премьер-министра Великобритании Кира Стармера отказалось от предыдущего плана консерваторов по депортации нелегальных мигрантов в Руанду. Британские суды признали этот план небезопасным для просителей убежища. Вместо этого новое правительство разрабатывает альтернативную стратегию борьбы с нелегальной миграцией, центральным элементом которой являются «центры возвращения».
В отличие от схемы с Руандой, новые центры предназначены только для тех, кто уже прошел все процедуры рассмотрения заявлений об убежище в Великобритании и получил окончательный отказ. По данным The Telegraph, правительство считает, что такие центры помогут преодолеть главное препятствие в депортации отвергнутых просителей убежища – отсутствие безопасных стран для их возвращения.
Развитие событий
В конце апреля 2025 года премьер-министр Стармер публично подтвердил, что Великобритания ведет переговоры с несколькими странами о создании центров возвращения, назвав их «действительно важной инновацией» в подходе правительства к управлению нелегальной миграцией. При этом он отказался назвать конкретные страны, с которыми ведутся переговоры.
15-16 мая 2025 года во время саммита Европейского политического сообщества в Тиране премьер-министр Великобритании Кир Стармер и премьер-министр Северной Македонии Христиан Мицкоски подписали межправительственное соглашение. Официально документ был оформлен 22 мая 2025 года в Лондоне как Правительственное партнерство (Government-to-Government Partnership, G2G) с участием британского министра по экспорту Гарета Томаса и вице-премьера Северной Македонии Александара Николоски.
Согласно официальным заявлениям обеих сторон, соглашение сосредоточено на экономическом развитии и инвестициях в инфраструктуру Северной Македонии. Великобритания объявила о выделении до 5 миллиардов фунтов стерлингов через механизм UK Export Finance для поддержки проектов в сферах транспорта, здравоохранения, энергетики и технологий. Для Северной Македонии, по словам вице-премьера Николоски, это «крупнейшее соглашение, которое страна подписала в своей экономической истории».
Однако отсутствие прозрачности относительно полного содержания соглашения вызвало спекуляции в британских и македонских СМИ о возможном включении в документ пунктов о создании центров для мигрантов. По данным британской газеты The Times, переговоры о создании центров для мигрантов начались «в начале осени» 2025 года, несколько месяцев спустя после подписания соглашения о партнерстве.
Противоречивые заявления
В декабре 2025 года The Telegraph опубликовала статью, в которой утверждалось, что «Балканская страна [Северная Македония] вступила в официальные переговоры с Великобританией о размещении ‘центра возвращения’ для отвергнутых просителей убежища в рамках схемы по сдерживанию пересечения пролива на маленьких лодках». Схожая информация появилась и в The Times, которая сообщила, что Северная Македония ведет переговоры о создании «центра возвращения» для мигрантов.
В ответ правящая партия Северной Македонии ВМРО-ДПМНЕ выпустила официальное заявление: «Македония не имеет, не планирует и не ведет переговоры об открытии лагерей для мигрантов». Партия охарактеризовала сообщения о британских лагерях для мигрантов как «абсурдную и злонамеренную дезинформацию».
Премьер-министр Мицкоски лично подтвердил эти опровержения. Во время конференции Женского союза ВМРО-ДПМНЕ он заявил, что никаких обсуждений о лагерях не происходило с британскими официальными лицами. Позже, когда репортеры Sky News обратились к нему с вопросом во время Саммита Западных Балкан в Лондоне осенью 2025 года, Мицкоски ответил: «Я не проинформирован об этом. Нам следует поговорить с премьер-министром Соединенного Королевства позже сегодня». На вопрос, начались ли формальные переговоры, он ответил: «Нет, пока нет».
Британское посольство в Северной Македонии также выступило с заявлением. Посол Великобритании Мэтью Лоусон подтвердил, что соглашение сосредоточено на «экономическом и оборонном сотрудничестве», заявив: «Давайте прояснить, ради общественности: Македония не имеет, не планирует и не ведет переговоры об открытии лагерей для мигрантов. Это злонамеренная дезинформация».
Министерство внутренних дел Великобритании в ноябре 2025 года официально признало: «Мы продолжим изучать возможность использования ‘центров возвращения’, которые являются безопасными третьими странами, куда можно отправлять просителей убежища, получивших отказ, вместо их стран происхождения. Переговоры с рядом стран продолжаются». При этом конкретные страны-партнеры по переговорам не были названы.
Модель Италии и Албании как прецедент
Интерес Великобритании к центрам возвращения во многом вдохновлен соглашением Италии с Албанией о создании центров для обработки заявлений мигрантов. Италия построила центры содержания в албанском Гядере, изначально предназначенные для обработки заявлений просителей убежища, спасенных в Средиземном море. Эти объекты официально открылись в октябре 2024 года и были рассчитаны на обработку до 36 000 просителей убежища в год.
Однако итало-албанские центры столкнулись со значительными правовыми и гуманитарными проблемами. По данным независимого мониторинга, около 70% лиц, задержанных в учреждении Гядера, были возвращены в Италию после правовых оспариваний их задержания. Впоследствии итальянское правительство реструктурировало соглашение, превратив центры содержания из учреждений для ускоренной обработки заявлений о предоставлении убежища в центры репатриации.
Премьер-министр Албании Эди Рама публично отверг идею размещения британского центра возвращения, несмотря на то что Албания уже принимает итальянские учреждения. Когда журналисты спросили его об этом, Рама заявил: «Нас спрашивали несколько стран, открыты ли мы для этого, и мы сказали нет, потому что мы лояльны к браку с Италией, а остальное – просто любовь». Этот ответ указывает на то, что к Албании действительно обращались по поводу центров возвращения, но она решила отказаться.
Международный контекст и поддержка
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) выразило квалифицированную позицию по центрам возвращения, предположив, что они «могут быть надлежащим образом изучены» в рамках определенных параметров и в соответствии со стандартами в области прав человека. Документ УВКБ ООН прямо указывает, что организация потенциально могла бы участвовать в реализации центров возвращения «при условии, что такое участие остается соответствующим нашему гуманитарному мандату по защите беженцев».
Однако поддержка УВКБ ООН сильно обусловлена конкретными требованиями, которые должны быть выполнены. Согласно позиции УВКБ ООН, центры возвращения следует рассматривать только для лиц, которые, несмотря на адекватную поддержку, не желают добровольно возвращаться в страну происхождения или не могут быть принудительно возвращены. Агентство подчеркнуло, что любые договоренности о центрах возвращения должны соответствовать международным стандартам в области прав человека, и что должны быть предусмотрены соответствующие ресурсы и инфраструктура для выполнения этих обязательств.
Европейский Союз также изучает возможность создания центров возвращения в рамках своего более широкого подхода к управлению миграцией и предоставлению убежища. Европейская комиссия предложила использование центров возвращения в марте 2025 года в рамках своих планов по новой Общей европейской системе возвращения.
Несмотря на частичную поддержку УВКБ ООН, значительные международные правозащитные организации выразили обеспокоенность концепцией центров возвращения. Совет по делам беженцев предупредил, что предложения Великобритании по использованию центров возвращения будут «неработоспособными» и пустой тратой государственных денег. Amnesty International назвала предложение Европейской комиссии по центрам возвращения «новым дном для Европы», охарактеризовав такие предложения как неработоспособные, дорогостоящие и бесчеловечные.
Перспективы
Существующие данные по переговорам о центрах возвращения между Великобританией и Северной Македонией показывают сложную ситуацию, характеризующуюся неоднозначностью официальных позиций и разными интерпретациями статуса обсуждений. С одной стороны, правительство Великобритании подтвердило ведение переговоров с несколькими странами о центрах возвращения. С другой стороны, Северная Македония официально отрицает любые переговоры о размещении мигрантов.
Для Северной Македонии вопрос о центрах для мигрантов имеет внутриполитическое измерение. Оппозиционный Социал-демократический союз Македонии (СДСМ) активно ставит под сомнение, обсуждались ли лагеря для мигрантов во время встреч правительства с британскими официальными лицами, требуя разъяснений и обвиняя правительство в сокрытии информации от общественности.
По мнению экспертов, цитируемых британской прессой, различие между терминами «лагеря» (camps) и «центры возвращения» (return hubs) может объяснять противоречивые заявления. Македонское правительство категорически отрицает планы по размещению «лагерей для мигрантов», в то время как сообщения СМИ и некоторые правительственные источники обсуждают «центры возвращения» как часть более широких стратегий управления миграцией.
По данным британских СМИ, мигранты, депортированные в Северную Македонию, будут иметь возможность подать заявление о предоставлении убежища, но не будут задержаны или столкнутся с ограничениями мобильности, что позволит им покинуть страну по своему выбору. Согласно предполагаемым договоренностям, Северная Македония будет поощряться помогать этим лицам в поисках убежища или получении рабочих виз в секторах со значительной нехваткой рабочей силы, таких как строительство. Великобритания якобы будет компенсировать Северной Македонии расходы за каждого принятого мигранта.
Источники
Материал подготовлен на основе:
- «North Macedonia in talks with UK over migrant return facility» — The Telegraph, Great Britain • 3 декабря 2025
- «Mickoski denies migrant camps negotiations with UK» — MIA, North Macedonia • 5 декабря 2025
- «Britain in talks with Western Balkan countries over migrant return scheme» — The Times, Great Britain • 30 ноября 2025
- «British-Macedonian partnership: £5 billion investment package signed in London» — Government of North Macedonia • 22 мая 2025
- «UK asylum and immigration: November 2025 policy statement» — Home Office, Great Britain • 12 ноября 2025
Данный материал представляет собой обобщение информации из указанных источников. Редакция Smorodina.news стремится к максимальной точности, но рекомендует обращаться к оригинальным публикациям для получения полной картины событий.
© 2025 Smorodina.news


